Выбор компактной цифровой камеры. Часть 2
Матрица и объектив
Источник: www.maxi.by
15 ноября 2012 в 21:00
Компактная цифровая камера, она же цифрокомпакт, или просто «мыльница», – самый массовый, но постепенно сокращающийся, сегмент цифровой фототехники. С одной стороны, наседают смартфоны, топовые модели которых уже снимают на уровне дешевой «мыльницы», с другой, полупрофессиональные камеры, предлагающие в компактном корпусе море возможностей.
Означает ли это, что стоит обходить цифрокомпакты стороной? Ни в коем случае! У «мыльницы» не сядет внезапно батарейка, как это бывает со смартфонами, есть оптическое приближение («зум»), она гораздо удобнее лежит в руке при съемке. От продвинутых собратьев ее отличает более компактный размер (иногда толщиной буквально немного больше того самого смартфона), стоит она недорого (мы в основном будем говорит о фотоаппаратах ценой до 200-300 долларов), а есть такие компакты, которые вообще нельзя заменить другой камерой, – водонепроницаемые и защищенные модели.
Из нашего первого материала мы уже знаем, что стоит во главе угла у каждого фотоаппарата – это матрица и оптика. При выборе по этим параметрам следует ориентироваться на то, что матрица должна быть как можно крупнее, число мегапикселей не особо важно, а объектив – с разумным зумом и максимально светосильный. Скажем, 12-14 мегапиксельная 1/1.7” матрица и объектив 28-120 мм с f/2.8-4.5 был бы идеальным сочетанием, но чаще встречается матрица 1/2.3” и объектив со светосилой 2.8-6.3. Лучше присмотреть модели, максимально близкие к первому варианту.
В то же время эти принципы порой вступают в противоречие с нашими желаниями в отношении цифрокомпактов: размер поменьше, цена пониже, а корпус посимпатичнее. Увы, извечный выбор «шашечки или ехать» актуален и тут. Скажем, шикарно выглядящий фотоаппарат со спрятанным внутри корпуса объективом подозрительно компактного размер покажет на снимках, что оптика у него не совсем совершенна – четкость неидеальная, присутствуют фиолетовые ореолы. Исключения, кстати, случаются: например Sony ставит в подобные фотоаппараты неплохие объективы Carl Zeiss, которые, несмотря на свое расположение в «шахте», выдают вполне неплохую картинку.
Но не стоит забывать, что в совсем компактный корпус невозможно установить мощный аккумулятор: чем тоньше и легче камера, тем меньше она сделает снимков от одного заряда. Правда, сменные аккумуляторы не так дороги, их можно купить вместе с фотоаппаратом.
Кстати, до сих продаются «мыльницы», которые используют обычные пальчиковые батарейки, но все их плюсы сводятся к возможности купить такие элементы питания в любом киоске. И емкость обычных батарей ниже, чем специальных аккумуляторов, и веса они добавляют фотоаппарату прилично.
Еще одна полезная вещь, связанная с объективами, – оптический стабилизатор. Реклама наделяет эту деталь поистине волшебными свойствами, но и в действительности его работа вполне заметна. Если снимать планируете быстрые события (спорт или маленьких детей) или в сумерках, лучше присмотреться к моделям со стабилизатором.
Но и зацикливаться на технических характеристиках тоже не стоит. Если вы выбираете между фотоаппаратами одной ценовой категории, где первый имеет чуть худшие параметры, но нравится вам по дизайну и удобству работы, а второй – менее симпатичный внешне, берите тот, который вас больше порадует. Вещи ведь созданы именно для этого.
Помимо ловушки мегапикселей неопытный покупатель часто обращает излишнее внимание на количество сюжетных режимов. Реально же они являются вариацией 3-4 основных программ, которые есть во всех фотоаппаратах. Могут отличаться только подходы к вечерней и ночной съемке, но лучше всего вопрос работы камеры в условиях низкой освещенности выяснить прямо в магазине – сделать снимок без вспышки в каком-нибудь темном углу и посмотреть на результат. Или его отсутствие.
Кстати о вспышке. Единственный известный науке 100% метод избавления от эффекта «красных глаз» – это физическое разнесение вспышки и объектива. Чем дальше они на корпусе фотоаппарата, тем реже «красные глаза» появляются на снимке. В идеале вспышка должна быть подъемной или «выскакивающей» из корпуса. Но здесь, опять же, вопрос компромисса между ценой, размером и дизайном устройства.
Все современные «мыльницы» умеют снимать видео. Некоторые – очень даже хорошее. Фактически, если съемка видео имеет равный приоритет с фото, имеет смысл смотреть на модели с поддержкой Full HD и формата AVCHD. Особых успехов на этом поприще добилась компания Sony.
Также для хорошего видео критически необходима стабилизация изображения, но у некоторых камер она выполняется, скажем, весьма своеобразно. При неудачно реализованной стабилизации на изображении появляется эффект «желе»: оно как бы тянется, пропорции объектов неестественно искажаются. Увы, ни марка фотоаппарата, ни технические характеристики не могут служить тут гарантией. Поможет только изучение образцов видеозаписей в Интернете либо личный контакт до покупки.
В сегменте до 100 долларов советуем не гонятся за новинками, а присмотреться к удачным моделям прошлого (и даже позапрошлого) года. Например, Panasonic Lumix DMC-LS5 обладает неплохим для своей цены объективом, на широком конце зума его фокусное расстояние составляет 26 мм, что дает больший, чем у одноклассников, угол зрения. Также фотоаппарат имеет оптическую стабилизацию. Но благодаря питанию от АА-элементов конструкция получилось не очень компактной и легкой.
Поднимая планку до 200 долларов, мы попадаем в царство ультразумов. Это наиболее крупные из компактных фотоаппараты с объективами повышенной кратности. Как мы уже писали, не стоит рассчитывать на то, что на самом большом увеличении всегда получатся удачные снимки, но иногда это бывает весьма полезным. Canon PowerShot SX150 IS, который мы советуем среди бюджетных ультразумов, тоже не самая последняя новинка. Но его 12-кратный оптический зум достаточно полезен, имеется неплохая оптическая стабилизация и чувствительная матрица. Любителям же по-настоящему компактных и изящных камер можно обратить внимание на тонкую и стильную Sony Cyber-shot DSC-TX9 с объективом Carl Zeiss.
За 300 долларов можно рассчитывать либо на весьма качественный и солидный ультразум размерами почти с зеркальнкую камеру, например, Fujifilm FinePix HS25EXR, либо на «мыльницу» с максимумом возможностей вроде записи видео в Full HD, такую, как Sony Cyber-shot DSC-TX100V.
Если же вы готовы ради качества отдать за компактный фотоаппарат еще на сотню-другую больше, то добро пожаловать на следующий уровень – полупрофессиональные камеры, о которых речь пойдет в следующем материале.
Использовать на морском отдыхе зеркальную камеру в специальном боксе может позволить себе далеко не каждый. А вот защищенные «мыльницы», с которыми можно нырять, и не боясь бросать в песок, по карману многим. Поэтому интерес к подобным устройствам не ослабевает, да и устаревают они медленнее, так как замена выпускается не так часто. При покупке важно убедиться, что камера действительно производит впечатление герметичной и ударопрочной, а в остальном требования к ней такие же, как и в случае обычного фотоаппарата.
Мы можем посоветовать обратить внимание на Panasonic Lumix DMC-FT4 – это практически лидер в данном сегменте, с ним можно погружаться на 12 метров и снимать качественное Full HD видео. Размер, правда, крупноват, и цена кусается. Чуть дешевле и компактнее Sony Cyber-shot DSC-TX20, но с ней уже не получиться нырять так глубоко – только на 5 метров. Чуть хуже снимки у Olympus Tough TG-820, но зато водонепроницаемость достигает 10 метров, а цена еще ниже. Наконец, Pentax Optio WG-2 GPS обладает наихудшим среди представленных компактов качеством снимков (впрочем, все равно неплохим для «мыльницы»), но зато его корпус выдерживает более сильные удары, а также имеется специальная подсветка для съемки макро – в подводном царстве может и пригодиться.
Автор: Мирослав Бабицкий