Обзор Nikon D300s

Тестовые снимки
Источник: www.ferra.ru
23 апреля 2010 в 21:00
image

Оглушительный успех Nikon D300 оставил компанию в замешательстве – если камера оказалась настолько удачной, что же мы должны улучшить? – задумались инженеры Nikon.

Виртуальным горизонтом и съемкой HD-видеороликов сейчас мало кого удивишь (справедливости ради – и то и другое впервые было внедрено именно инженерами Nikon), поэтому D300 требовала более основательной доработки. Тем более, что в последнее время камера была зажата между дешевой и функциональной Pentax K-7 и более дорогой EOS 7D как в тисках.

p_DSC_8671
p_DSC_8671


Итак, давайте кратко взглянем на ключевые отличия Nikon D300s от D300:

  • возможность записи HD-видео в разрешении 1280 x 720 @ 24 кадра/c;
  • разъем для подключения внешнего стереомикрофона;
  • возможность редактировать видеоролики без подключения к ПК;
  • увеличенная с 6 до 7 кадров в секунду скорость серийной съемки;
  • два слота для карт памяти CF и SD;
  • режим бесшумной съемки;
  • интерактивное меню настроек по аналогии с компактными камерами;
  • выделенная клавиша Live View;
  • выделенная клавиша Info;
  • разъем HDMI C;
  • Auto и Extra High режимы D-lighting.

D300s имеет в основе цельнометаллический корпус из магниевого сплава – это дает ей легковесность и высокую прочность, позволяющую выдержать средние удары и падения с небольшой высоты.  Все разъемы и кнопки защищены от попадания влаги и пыли специальными прокладками.

Для удобства фотографа во всех предполагаемых местах контакта с руками имеются большие вставки из мягкой и тактильно приятной резины, благодаря чему камера совсем не скользит в руках, и держать ее – одно удовольствие. Кнопки достаточно большие, с ними удобно работать даже в перчатках.

p_DSC_8673
p_DSC_8673


Если вы уже какое-то время работали с другими зеркальными камерами, к Nikon D300s придется привыкать: у нее своеобразная эргономика и организацию меню и работы.

По габаритам камера чуть больше EOS 7D, она вплотную приближается к Nikon D700, и ко всем элементам управления имеется моментальный доступ. Камера в руке ощущается гораздо легче, чем есть на самом деле. При должной сноровке камеру можно держать буквально двумя пальцами, несмотря на вес.

p_DSC_8674
p_DSC_8674


Порадовала ручка, на которой имеется эргономичная ложбинка для пальцев, а фирменная никоновская красная вставка выполнена не из пластика, а из резины. Днище фотоаппарата также защищено резиновой прокладкой, что, во-первых, защищает корпус новинки от царапин при установке на штативную площадку, а, во-вторых, позволяет без опаски ставить ее на глянцевые и наклонные поверхности. Заглушка для контактов подключения батарейной ручки также выполнена из резины.

На дне имеется металлическое гнездо для крепления на штатив, оно расположено ровно по оси объектива, что дает возможность снимать круговые панорамы без особых затруднений.

p_DSC_8677
p_DSC_8677


Как и D300, D300s оснащена 3-дюймовым LCD-дисплеем VGA-разрешения. Углы обзора составляют около 170°, антибликового покрытия нет. Впрочем, уровень яркости достаточный, чтобы с комфортом просматривать картинки при ярком солнечном свете. Фон LCD-дисплея автоматически меняется со светлого на темный в том случае, если уровень освещения упадет ниже определенного значения; кроме того, работать с не кричаще-ярким дисплеем в темноте гораздо приятнее, и к тому же на некоторых съемках особо яркая подсветка может мешать окружающим (например, во время съемки на концерте).

p_DSC_8679
p_DSC_8679


Помимо основного дисплея имеется информационный монохроматический экран, куда выводится все параметры съемки плюс служебная информация – о заряде батареи, сжатии файлов и числе оставшихся кадров. Даже когда камера выключена, на дополнительный дисплей выводится информация о числе оставшихся снимков на карте памяти или предупреждение о ее отсутствии.

Видоискатель в D300s со 100% покрытием кадра (таким видоискателем также могут похвастаться только Canon EOS 7D и Pentax K-7): большой, светлый и очень информативный. Видоискатель окружен большим пластиковым наглазником с мягкой резиновой прокладкой; для людей с ослабленным зрением будет полезна функция диоптрийной коррекции.

p_DSC_8680
p_DSC_8680


В информационной строке видоискателя отображается достаточно много параметров. Среди них, например, индикация автофокусировки, режима замера, блокировка автоэкспозиции, значение экспокоррекции, а также текущие значения выдержки, диафрагмы, значение чувствительности.

Разумеется, в основе видоискателя лежит пентапризма, а не пентазеркало. Фотоаппарат поддерживает как обычные, так и DX-объективы Nikon, для работы с оптикой без встроенного мотора автофокусировки имеется встроенной в камеру привод, в народе именуемый отверткой.

В отличие от D300, Nikon D300s оснащен слотом не только для карт формата Compact Flash, но еще и SD. Работа с ними осуществляется несколькими способами: запись по мере заполнения, одновременная запись на две карты (режим бэкапа, будет полезен для важных съемок, или когда копию съемки нужно отдать заказчику) и запись RAW-файлов на одну, а JPEG на вторую, а также раздельная запись видеороликов и фотографий.

p_DSC_8681
p_DSC_8681


Nikon D300s комплектуется аккумулятором на 1500 мАч, ресурса которой, по заявлению компании, должно хватать на ~950 кадров; это существенно больше, чем было, инженеры компании оптимизировали энергопотребление аппарата. Батарейный отсек находится в нижней части камеры и блокируется механическим триггером, а батарея не “выстреливает” из корпуса, как только вы откроете отсек.

Если вы планируете снимать в портретной ориентации, можно задуматься о покупке батарейной ручки. С ней камера будет отлично приспособлена для съемки как в горизонтальной, так и в вертикальной ориентации, ведь тогда в распоряжении фотографа будет не одна, а две кнопки спуска затвора, два рычага включения и дополнительные колесики управления. К тому же, с батарейным отсеком можно отснять в три раза больше – 2950 снимков, и можно снимать  с повышенной частотой серийной съемки - не 7, а 8 кадров в секунду.

На левой стороне камеры присутствует большая резиновая заглушка, прикрывающая USB-разъем, разъем для подключения источника питания , A/V-Out, разъем для микрофона и HDMI-интерфейс – работающий в авторежиме, а также режимах 480p, 576p, 720p или 1080i.

Помимо прочего, Nikon D300s  имеет встроенную вспышку c ведущим числом 13. Она возводится достаточно высоко над уровнем камеры, поэтому можно не опасаться неравномерной засветки кадра при использовании крупногабаритного объектива (AF-S 24-70/2.8, например) с блендой. Вспышка возводится механической кнопкой. Под ней располагается кнопка контроля режимов работы вспышки: зажав ее и вращая колесо, можно внести экспокоррекцию мощности срабатывания импульса. Такая реализация позволяется сделать это очень быстро и легко, а в камерах-конкурентах вам придется заходить в меню и выставлять значения из него.

p_DSC_8682
p_DSC_8682


Как профессиональная камера D300s оснащена горячим башмаком для подключения внешней вспышки. Подходят как новые Nikon i-TTL вспышки, так и старые TTL-модели и вспышки сторонних производителей.

p_DSC_8683
p_DSC_8683


В основе D300s – модифицированная матрица, которая устанавливалась на такие камеры, как Nikon D5000 и Nikon D300, что означает отличное разрешение 12 мегапикселей и при этом превосходные шумовые показатели, одни из лучших в классе. Камера оснащена системой защиты матрицы от пыли – за счет специального покрытия низкочастотного фильтра, а также пьезоэлемента, стряхивающего налипшие частички пыли и грязи.

Камера включается с помощью фирменного переключателя, обрамляющего кнопку спуска затвора, им же включается и подсветка информационного дисплея. На передней и тыльной части корпуса под кнопкой спуска затвора имеются два резиновых кольца управления – ими в комбинации с другими клавишами осуществляется бесчисленное число операций, сильно ускоряющее работу с камерой и со временем переводящее взаимодействие с зеркалкой на уровень рефлексов.

p_DSC_8687
p_DSC_8687


Возле кнопки спуска затвора имеется две кнопки – коррекции экспозиции и смены режима съемки (это традиционные P, A, S, M).

Перейдем к тыльной части аппарата. Как мы уже отмечали, дизайн по сравнению с Nikon D300 на 95% идентичен.

D300s очень гибкая в работе камера, так, например, обычно параметры меняются с зажатой кнопкой и одновременной прокруткой колесика. В пользовательских настройках камеры можно сменить  это на способ, напоминающий работу зеркалок Canon – сначала нажимаете функциональную кнопку, а затем крутите колесико.

p_DSC_8689
p_DSC_8689

На левой части камеры располагается диск переключения режимов, в который входят режимы покадровой, низко- и высокоскоростной серийной съемки, режим бесшумной съемки, съемки по таймеру и режим, в котором зеркало поднято (уменьшает сотрясение камеры, что не будет лишним, если вы снимаете супертелеобъективом). Ранее располагавшийся там режим Liveview теперь вызывается нажатием отдельной кнопки на корпусе камеры. Поменять режимы можно, только если зажать кнопку-блокатор. Это сделано специально, чтобы исключить случаи случайного переключения режимов.

Режимы экспозамера также переключаются круглым селектором, в центре которого лежит кнопка фиксации автофокусировки и автоэкспозиции. Отдельно вынесена кнопка AF-ON, отвечающая за старт автофокусировки, такое решение будет удобно при съемке спортивных состязаний.

Ниже находится 8-позиционный джойстик с кнопкой подтверждения в центре – им особенно удобно устанавливать точки автофокусировки и перемещаться по пунктам меню. Джойстик выполнен по аналогии с Nikon D3, - в D300 центральная кнопка была объединена с джойстиком, что было относительно неудобно при работе в перчатках и отражалось на точности нажатий.

Над диском смены режимов имеется три клавиши, ответственные за формат файла и его сжатие, а также за настройки ISO и баланса белого. Максимальное значение ISO в авторежиме можно ограничить, а баланс белого – подвергнуть тончайшей настройке и задать его как цветовую температуру в диапазоне от 2500 до 10000 кельвинов, так и в координатной сетке Amber – Blue/ Green – Magenta.

Информационное меню на камере вызывается по нажатию кнопки INFO; в отличие от бюджетных моделей, оно интерактивное, хоть и построено по другому принципу. По нажатию на соответствующую клавишу всплывает определенный участок меню, и вы можете видеть изменения, которые применяете. Нажав на кнопку info дважды, вы переведете камеру в интерактивный режим – перемещаться между пунктами настроек можно будет посредством джойстика.

p_DSC_8690
p_DSC_8690


Неискушенным пользователям меню наверняка покажется перегруженным. Действительно, чтобы привыкнуть к камере  и запомнить расположение всех настроек, придется потратить на порядок больше времени, чем с другими камерами, но это того стоит. Через несколько дней эксплуатации камера становится буквально продолжением руки – все многочисленные операции с камерой осуществляются интуитивно, а большое число настроек позволяет получить удовольствие от работы с камерой в любой ситуации.

Как и предшественники, камера оснащена великолепной 51-точечной системой автофокусировки, очень точной и чрезвычайно быстрой. Можно работать в трех режимах – автофокусировке по одной из 51 точек, по динамической зоне вокруг одной из точек, ну и наконец – фокусировке по одной вручную выбранной точке.

Способ автофокусировки меняется посредством рычажка на передней части камеры – это следящий фокус (C, continuous), покадровый (S, single), ручной (M, manual). Возле байонета камеры имеется две кнопки, одна из которых по умолчанию ответственна за предпросмотр глубины резкости, а вторая – за блокировку экспозиции вспышки. Оба значения можно изменить на пользовательские.

p_DSC_8693
p_DSC_8693


Одним из наиболее важных улучшений является работа Live View. Во-первых, частота видеоряда выросла с 15 кадров в секунду на Nikon D300, до визуальных 30, а также появилась возможность HD-видеосъемки, да не простой, а с автофокусировкой по контрасту! И хотя ее скорость нельзя назвать очень высокой, при неспешном панорамировании камера успевает держать картинку в фокусе.

Если в формате резкости и артефактов видеосъемка D300s аналогична таковой в HD-камкордерах, то ролики, снятые в условиях недостаточного освещения и малой глубины резкости, выглядят благодаря большому сенсору гораздо качественнее. Однако частота съемки осталась всего 24 кадра/с, что делает процесс видеозаписи не таким плавным, как на камкордерах с частотой съемки 30 кадров/c; также, при быстром движении объектов в кадре, наблюдаются характерные для прогрессивной развертки артефакты в виде зубцов на границах.

В любом случае, возможность использовать любую оптику из арсенала Nikon дает великолепные возможности для видео-креативщиков. К сожалению, по сравнению с умеющими снимать видео зеркальными камерами Canon продукция Nikon выглядит блекло – даже бюджетная EOS 550D умеет снимать ролики в большем разрешении и с различной частотой, хотя и не имеет возможности автофокусировки во время съемки.

p_DSC_8694
p_DSC_8694



В режиме съемки с рук камера использует быструю фазовую фокусировку (зеркало поднимается, камера фокусируется и зеркало опускается) и более медленную автофокусировку по контрасту, которая используется в режиме съемки со штатива. Для того, чтобы идеально навестись на резкость, имеется возможность увеличения части кадра. Увеличение разбито на 7 ступеней и завершается максимальным увеличением до соотношения 1:1.

Все параметры настроек меню, как и все значения пользовательских настроек камеры, можно сохранять в виде профилей (банки меню) и давать им имена. Это очень удобно при многоцелевом использовании фотоаппарата и позволяет за минимальное время подготовиться к съемке, просто загрузив сохраненный банк. В освоении меню значительно помогает кнопка HELP, выводящая текстовое пояснение к выбранному пункту.

Камера прекрасно зарекомендовала себя во всех режимах. И хотя автоматическая работа экспозиции нареканий не вызвала, у вас есть возможность еще лучше вписываться в гистограмму: благодаря функции активного D-Lighting камера делает экспопоправку так, чтобы не выбить света, обеспечивая фотоаппарату лучшее попадание в гистограмму. Настройки D-lighting теперь также могут назначаться камерой самостоятельно, а для любителей мягких тоновых переходов имеется еще более мощное значение - Extra High.

При съемке с активным D-Lighting слегка увеличивается время записи снимка на карту памяти и ощутимо уменьшается буфер серийной съемки. Через меню доступен также и простой D-Lighting, оптимизирующий динамический диапазон после съемки, программно. Кроме этого, имеется пользовательский режим управления снимками, который позволяет настроить такие параметры, как резкость, контраст, яркость, насыщенность и тональность. Также можно применить эффекты фильтров и тонирования на свой вкус.

В режиме просмотра может отображаться одновременно до 72 снимков. Информация о снятом кадре разбита на несколько страниц и включает в себя сведения о файле, общие сведения (цветовое пространство, коррекция виньетирования, параметры баланса белого и др.), данные о GPS, гистограмму яркости и по каналам RGB. Поэтому фотографу совсем нетрудно получить исчерпывающую информацию об отснятом материале без использования компьютера.

Изображения также удобно удалять – нужно всего лишь нажать кнопку удаления повторно; в камерах Canon снимки удаляются так же, только для подтверждения нужно подкрутить колесо, что откровенно раздражает, если нужно удалить несколько снимков подряд.

Тестовые снимки

T1s
T1s


ISO 100

T2s
T2s


ISO 200

T3s
T3s


ISO 400

T4s
T4s


ISO 800

T5s
T5s


ISO 1600

T6s
T6s


ISO 3200

T7s
T7s


ISO 6400

T8s
T8s


D-lighting AUTO

T9s
T9s


D-lighting OFF

T11s
T11s


D-lighting Extra High

Как видно, на максимальном значении D-lighting в небе появляется больше деталей, в то же время вокруг деревьев появляется едва заметный светлый ореол.

p_T12
p_T12


35мм, ISO 800, F/5, 1/50 c

p_T13
p_T13


35мм, ISO 800, F/5, 1/50 c

p_T14
p_T14


200мм, ISO 800, F/5.6, 1/60 c

p_T15
p_T15


200мм, ISO 800, F/10, 1/400 c

p_T16
p_T16


95мм, ISO 800, F/5.3, 1/15 c

p_T17
p_T17


18мм, ISO 800, F/3.5, 1/25 c

T18s
T18s


135мм, ISO 3200, F/5.6, 1/50 c

Несмотря на высокое значение установленного ISO 3200, качество картинки потрясает воображение – чистые тональные переходы, в светах и тенях также не видно никаких аномалий. Шум при 100% приближении, конечно, есть, но носит характер пленочного зерна и не бросается в глаза.

p_T19
p_T19


200мм, ISO 3200, F/5.6, 1/125 c

p_T20
p_T20


200мм, ISO 1600, F/8, 1/80 c

p_T21
p_T21


36мм, ISO 1600, F/4.2, 1/60 c

T22s
T22s


200 мм, ISO 1600, F/5.6, 1/40 c

При включенном стабилизаторе и съемке в темное время суток следует убедиться, не движется ли снимаемый объект. Если это так - стабилизация не спасет размытия картинки, что и произошло в данном случае.

p_T23
p_T23


200мм, ISO 1600, F/5, 1/15 c

p_T24
p_T24


35мм, ISO 1600, F/1.8, 1/60 c

p_T25
p_T25


29 мм, ISO 400, F/6.3, 1/400 c

p_T26
p_T26


200 мм, ISO 1600, F/5.6, 1/1250 c

p_T27
p_T27


35 мм, ISO 800, F/1.8, 1/60 c

p_T28
p_T28


18 мм, ISO 400, F/3.5, 1/320 c

p_T29
p_T29


35 мм, ISO 3200, F/1.8, 1/125 c

p_T30
p_T30


80 мм, ISO 200, F/11, 1/800 c

p_T31
p_T31


200 мм, ISO 200, F/11, 1/800 c

T32s
T32s


18 мм, ISO 400, F/4.5, 1/200 c

На ISO 1600 заметен шум, однако его интенсивность на низком уровне. Такого качества вполне будет достаточно для печати 20 x 30 см.

Выводы

Критиковать Nikon D300s очень трудно. У камеры превосходная эргономика и интуитивное управление, а также превосходное качество сборки. Снимки с разрешением 12 мегапикселей многим покажутся недостаточно большими, однако даже в 100% приближении видна отличная детализация и проработка деталей, что вряд ли можно сказать о 14 – 18 мегапиксельных зеркальных камерах на основе APS-C сенсора.

D300s не является таким же wow-продуктом, как Nikon D300 в свое время, так как многие функции, впервые внедренные Nikon появились и в камерах конкурентов, зачастую даже в лучшей реализации (виртуальный горизонт в  EOS 7D), однако она более чем отвечает современным требованиям и несет в себе проверенный временем и миллионами фотолюбителей функционал и возможности D300. Самое главное – камера очень функциональна, с ней можно спокойно идти и на студийную съемку, и на съемку спорта в плохую погоду, снимать видео и пейзажи – во всех случаях на D300s можно положиться.

Автор: Вячеслав Логинов

Упоминаемые товары Сравнить
1 из 1
Товар устарел
Товар устарел
Товар устарел
Товар устарел
Товар устарел
Товар устарел
Товар устарел