Как выбрать штатив?
Типы штативов
Источник: www.maxi.by
20 сентября 2018 в 21:00
Штатив – приспособление для жесткой установки фото- и видеотехники, который состоит из треноги и заменяемой штативной головки. Требования к качеству штатива достаточно высокие. Прежде всего, он должен обеспечивать полную неподвижность камеры. Это особенно актуально для фотоснимков, где необходимо получить резкий передний и задний план, съемка на длинных выдержках, вечерней съемке.
Тип штатива определяется в зависимости от его конструкции. Существует четыре типа штативов – монопод, трипод, струбцина и так называемая оригинальная конструкция.
Монопод опирается только на одну штангу. При съемке фотограф использует в качестве дополнительной опоры землю, крупные предметы или ремень, перекинутый через шею. Таким образом, тяжесть камеры переносится на подставку, а колебания, вызванные дрожанием рук, значительно уменьшаются.
Небольшой вес и размеры – главные преимущества монопода. Фотограф, работающий с моноподом, уже не привязан к одной точке, а свободно двигается, выбирая оптимальные ракурсы для съемки.
Самой распространенной среди фотографов конструкцией штатива является трипод. Этот треножник имеет центральную штангу, на которой можно установить поворотную головку, а не ней закрепить видеокамеру или фотоаппарат. Центральная штанга выдвижная, поэтому высоту съемки без труда можно менять.
Штатив-струбцина – позволяет зафиксировать камеру на каком-либо неподвижном предмете. Это может быть и стол, и дерево. Струбцина прочно крепится к поверхности прижимным винтом. Эта конструкция штатива маленькая и легкая, но на открытой местности ее использование практически невозможно.
Штативы, имеющие оригинальную конструкцию, представляют собой компактные приспособления для фиксации фотокамеры. Эти штативы и вправду оригинальны, они могут иметь самую необычную форму.
Функциональные особенности штативов и моноподов
Тип штатива, область его применения, наличие съемной головки, а также максимальная высота съемки – вот главные параметры, которые обязательно нужно учитывать при выборе данного приспособления.
В зависимости от места установки все штативы делятся на настольные и напольные.
Настольные штативы устанавливаются на любую ровную поверхность. Чаще всего они имеют небольшой вес, компактные габариты и демократичную стоимость. Некоторые модели настольных штативов легко умещаются в кармане. Однако есть у них и один существенный недостаток – при съемке на большой высоте потребуется дополнительная опора.
Наиболее популярны напольные штативы. Они отличаются оптимальной длиной и подходят для съемки в самых разных условиях.
Существующие сегодня штативы можно разделить на четыре группы: штативы для компактных камер, штативы эконом-класса, полупрофессиональные и профессиональные штативы.
Штативы для компактных камер отличаются небольшим весом и размерами. Они идеальны для ночной или панорамной съемки.
Штативы эконом-класса подойдут начинающим фотографам, которые не пользуются такого рода приспособлениями слишком часто. Они предназначены для панорамной съемки.
Для фотографов-любителей, в перспективе собирающихся заниматься фотографией на профессиональном уровне, идеальны полупрофессиональные штативы. Они отличаются компактностью и надежностью, к тому же имеют весьма привлекательную стоимость.
Профессиональные штативы отличаются своим высоким качеством и соответственно стоимостью. Однако для профессионального фотографа штатив играет огромную роль, поэтому затраты окупаются.
Все штативы по своей области применения подразделяются на штативы для фотокамер, для видеокамер и для фото- и видеокамер (универсальные).
Штативы для фотокамер, как правило, являются легкими и изящными устройствами для зеркальных цифровых, 35 мм и среднеформатных фотоаппаратов.
В штативах для видеокамер, в отличие от фотоштативов, используется одна длинная рукоятка, с помощью которой изменяется положение камеры и осуществляется вертикальная и горизонтальная съемка панорамы. Для обеспечения плавности хода головка должна иметь хороший демпфер (амортизатор), подавляющий возможные толчки.
Универсальные штативы также оснащены длинной ручкой для панорамной съемки. Но вес этих приспособлений меньше, чем у штативов для видеокамер, да и стоят они дешевле.
Максимальная высота съемки
Максимальная высота съемки – одна из самых важных характеристик. Она характеризует наибольшую высоту от поверхности, на которой расположен штатив, до площадки, на которой зафиксирована сама камера. Чаще всего максимальная высота съемки варьируется в пределах от 2.1 до 277 см.
В правильно подобранном штативе видоискатель камеры должен находиться на уровне глаз фотографа. Однако при выдвижении центральной штанги на максимальную высоту устойчивость штатива резко уменьшается. Чтобы избавиться от неприятных сюрпризов и обеспечить комфортные условия съемки, стоит выбирать штативы, у которых максимальная высота съемки превышает рост фотографа.
Съемная головка
Подавляющее большинство моделей штативов оснащены механизмом смены поворотных головок. Съемные головки необходимы в разных условиях съемки, они также незаменимы для видеосъемки.
В зависимости от конструкции они делятся на несколько видов:
- 2D-головка поворачивается вокруг двух осей. Другими словами, камера, зафиксированная на такой головке, поворачивается в горизонтальной плоскости и наклоняется вверх и вниз.
- 3D-головка по своей конструкции напоминает 2D-головку, но имеет дополнительную ось вращения для наклона камеры вбок. Эта опция позволяет делать снимки в вертикальном формате.
- основу конструкции шаровой головки составляет шар. Шар фиксируется зажимом, при ослаблении которого камера принимает нужное положение.
У всех типов головок есть как преимущества, так и недостатки. Например, с шаровой головкой работать удобнее, но она не позволяет производить панорамную съемку (2D- 3D-головки оснащены этой опцией). В отличие от шаровой головки, 2D- и 3D-головки более устойчивы к загрязнениям. Эти конструкции служат намного дольше, но и цена у них на порядок выше.
Дополнительные параметры
Штатив, как и любое другое приспособление или устройство, помимо основных параметров и характеристик имеет также и дополнительные опции. К ним относят количество секций штанги, наличие пузырькового уровня, пульта ДУ, чехла и крюка для сумки, а также тип наконечников ножек штатива, расцветку и вес штатива.
Количество секций штанги
Многие штативы имеют ножки-штанги, которые состоят из секций. Отдельные секции штанги задвигаются одна в другую, что и позволяет изменять высоту штатива. Количество этих секций может быть самым разным: от одной до 8.
Чем больше секций у каждой штанги, тем меньше размер каждой из них и минимальная высота самого штатива. К тому же, штатив с большим числом секций занимает намного меньше места в сложенном состоянии. Однако с увеличением числа секций штанги усложняется и сама конструкция штатива. А вместе с этим, уменьшается его устойчивость и надежность.
Самыми популярными и распространенными являются штативы, штанги которых состоят из 3 секций.
Пульт ДУ
Пульт поможет управлять фото- и видеокамерой при осуществлении записи. Он чаще всего находится в рукоятке штатива, которая предназначена для наклона или поворота камеры.
Чехол в комплекте
Чехол пригодится в том случае, если вы часто путешествуете. Наличие защитного чехла – большой плюс, поскольку он поможет продлить срок службы штатива.
Крючок для сумки
Он предусмотрен в некоторых моделях штативов для увеличения их устойчивости. На него можно повесить сумку, тем самым освободив руки. А если на крючок повесить груз, колебания штатива уменьшатся, и качество съемки заметно улучшится.
Уровень
Пузырьковый уровень, или ватерпас (waterpas), позволяет точно зафиксировать фотокамеру в горизонтальном положении. Устройство представляет собой две запаянные трубки из стекла, в которых находится окрашенная жидкость и пузырек. Уровень необходим для панорамной съемки, при которой важна точная горизонтальная ориентация фотокамеры.
Наконечники опор
Наконечники ножек штатива могут быть следующих видов:
1. Резиновые наконечники опор предназначены для прочного сцепления штатива с любым твердым покрытием.
2. Наконечники опор в форме шипов позволяют зафиксировать штатив на мягкой поверхности. Но на твердых поверхностях их лучше не использовать во избежание повреждений самой поверхности.
3. Комбинированные наконечники опор – наиболее подходящий вариант для тех фотографов, которые снимают в самых разных условиях, так как они сочетают в себе первый и второй вариант.
Вес
Вес штатива варьируется от 20 граммов и до нескольких килограммов. Легкие штативы очень удобны, их транспортировка не вызывает затруднений. Однако устойчивость у таких штативов не слишком высокая. А вот более тяжелые штативы, наоборот, устойчивы, но громоздки.
Кстати, чтобы сделать тот же легкий штатив более устойчивым, достаточно повесить на него сумку или дополнительный груз.
Цвет корпуса
Многие популярные модели штативов имеют различные варианты расцветки корпуса. Хотя, на первый взгляд, цвет штатива не так уж и важен, на практике именно этот параметр играет большую роль в определенных условиях съемки.
Так, при съемке в студии штатив светлого цвета нередко отражает свет и может быть причиной отблеска на снимаемом объекте или предмете. Поэтому самый оптимальный цвет корпуса штатива для работы в студии – черный.
Материал корпуса
Бюджетные модели штативов изготавливают из пластика. Из этого материала чаще всего делают ручки, головки и фиксаторы. Ножки штативов изготавливают из алюминия. Но даже пластик может быть разного качества. Чем более дешевую модель штатива вы приобретаете, тем более «скрипучим» будет материал корпуса.
Дорогие модели штативов используют из более прочных материалов – титана, магния и углепластика или карбона, которые отличаются высоким качеством и долгим сроком службы.
При выборе штатива необходимо:
1. Решить, как часто вы будете использовать штатив. Чем чаще вы будете брать его с собой, тем выше должна быть его надежность. Следовательно, он должен быть изготовлен из прочных материалов.
2. Подобрать оптимальную нагрузку с учетом основного оборудования. Нет смысла покупать штатив с максимальной нагрузкой, если вы не располагаете крупногабаритной камерой.
3. Определить, какими функциями штатива вы будут пользоваться чаще всего. Если фотосъемка – не профессия, а хобби, то не обязательно переплачивать за набор дополнительных опций, которые могут и не пригодиться.